Когда я три года назад уезжала из Днепропетровска в Киев, помню, пробки в нашем городе имели стабильную «прописку» максимум в пяти местах: на съезде с Нового моста, возле Озерки, Троицкого и, порой, у Лагерного рынка, в районе ЦУМа и внизу проспекта Кирова. Да и пробками-то назвать их можно было с натяжкой - скорее, это были «тягучки». Но вот пару месяцев назад вернулась из столицы, и первое, что меня поразило - это массовые пробки!В иные моменты «стоять» может почти весь проспект им. Газеты «Правда», практически весь центр города или наши набережные. Причем «рвется» (вернее, забивается) не только там, где тонко (то есть на узких съездах с трассы, например). «Родить» приличную пробку теперь может самое «рядовое» ДТП, или даже… работающий светофор!
Расширение дорог не поспевает за «авторождаемостью»Самый жестокий час-пик - когда все едут НА работу, потому что вечером движение С работы «растянуто» хотя бы на три часа, в отличие от утреннего - полуторачасового. И сегодня опытные водители еще знают, как переулками-закоулками объехать
пробки в Днепропетровске. Однако специалисты предупреждают, что если ничего не предпринимать (как сейчас), то наши дороги уже в самое ближайшее время окончательно «закупорятся».
- Что поделаешь, народ сейчас бездумно гребет кредиты, - сетует заместитель начальника отдела автотехнической инспекции Управления ГАИ в Днепропетровской области Игорь ПИЛИПЕНКО. - За последние пару-тройку лет в Днепропетровске и области резко - на 30-40% - увеличилось количество транспорта.
Так, в 2006 году в городе было зарегистрировано 57 548 новых машин. В 2007-м днепропетровские дороги пополнились еще 76 295 автомашинами, а в этом году горожане приобрели уже 35 702 авто.
За таким бурным ростом автотранспорта в городе темпы развития транспортной инфраструктуры явно не поспевают.
Нужна комплексная реконструкция дорог- Грядущий транспортный апокалипсис имеет три основные составляющие, - рассказывает журналистам начальник отдела службы профилактики областной Госавтоинспекции Владимир ЛЕБЕДЕВ. - Проблема первая - это недостаточная пропускная способность днепропетровских дорог, которая, по оценкам специалистов, в 2-3 раза ниже минимально необходимой. Кроме того, катастрофически не хватает связующих артерий между правым и левым берегом. Мосты не справляются с существующим ныне потоком машин. В идеале - в городе должен появиться еще один мост через Днепр.
Еще одна проблема, по словам Владимира Владимировича, это отсутствие парковок. Например, если на центральном проспекте Карла Маркса - три полосы движения, то одну из них занимает «елочка» машин, которые припарковались возле бутиков. Причем аккурат под знаками «остановка запрещена»! И если один такой нарушитель отъезжает, на его место есть сразу несколько желающих, которых замечания гаишников не страшат…
- Основное решение проблемы с пробками мы видим в комплексной программе реконструкции дорог города с возведением объездных трасс, полной перепланировкой бульваров и тротуаров в центре города, расширением проезжей части, перевод на одностороннее движение, - резюмирует Владимир Лебедев. - Конечно, это потребует огромнейших капиталовложений, но по-другому проблему пробок не решить.
Рецепт от губернатора…Губернатор Днепропетровщины Виктор Бондарь, как «лекарство» от пробок в центральной части областного центра и организации транзитного движения от Нового моста к Запорожскому шоссе, предлагает соорудить автомобильные тоннели и специальные путепроводы.
Согласно губернаторскому проекту, автотоннели будут состоять из двух участков: открытых - длиной по 730 м и шириной 9 м, и закрытых - длиной по 1050 м и шириной 11,4 м. Трасса автодорожных тоннелей общей длиной 1780 м пройдет по Жовтневому району. Ее начало - около транспортной развязки при съезде с Нового моста возле цирка, она пройдет под ул. Ломаной, Баумана, площадью Демьяна Бедного, ул.Якова Самарского, Баррикадной, перекрестком ул. Дзержинского с пр. Карла Маркса. После пересечения ул.Гоголя и ул.Чернышевского она сменит направление и пройдет через Красноповстанческую балку.
Стоимость работ - 2 млрд. грн. В планах - построить все это за 3,5 года.
…И от городской властиЕсть также и городская Программа развития транспортного комплекса Днепропетровска на 2007-2011 года. Правда, исходя из нее, ничего утешительного в ближайшие годы Днепропетровск не ждет. Как пишется в официальном документе, «транспортный комплекс Днепропетровска на современном этапе характеризуется неудовлетворительным состоянием подвижного состава городского электротранспорта. Отмечается значительный процент изношенности основных фондов. Нормативный термин эксплуатации троллейбусов превышает 93,9%, а трамваев - 76,8%».
Новеньких автобусов большой вместимости, которые могли бы сократить количество 18-местных «фордов» и «мерсов», запрудивших улицы Днепропетровска, ждать также не приходится. На сегодняшний день практически весь парк автобусов большой вместимости, который в большинстве осуществляет перевозку льготников, нуждается в полном обновлении. Но из-за «кусючей» цены новых автобусов списывать старые городские власти пока не решаются. Вот и приходится днепропетровчанам с опаской ездить в городском транспорте, в любую секунду готовым выскочить из вспыхнувшего в летний зной троллейбуса и т. п.
Не надеясь на власти, народ приспосабливаетсяИ пока чиновники строят планы, автомобилисты самостоятельно помогают друг другу увернуться от многочасового затора. В последние годы в Днепропетровске собралась компания альтруистов, которая бесплатно информирует о проблемных участках на дороге. Это в основном таксисты, но в игру включаются и простые водители. Информацию о пробках в городе «сливают» на радиостанции (например, «Авторадио») или же в Интернет, где ее выставляют в соответствующих рубриках: типа «народная пробка» или «не стой в заторах».
Евро-2012 нам поможет?Похоже, забрезжила некоторая надежда, что проблема «задыхающихся» днепропетровских дорог решится благодаря приближающемуся Евро-2012. Правительство обещает, что к этому времени в нашем городе мосты отремонтируют, а улицы - расширят. Да и президент своим указом обязал уже в этом году улучшить состояние целого ряда дорог, ведущих от границы к городам, где будут проходить игры футбольного чемпионата.
48 улиц Днепропетровска также включены в программу реконструкции в рамках подготовки к Евро-2012. И 11 автодорог планируют реконструировать уже в 2008 году. Особое внимание должны уделить магистралям, которые пролегают от аэропорта до стадиона и отелей.
Правда, смета реконструкции 48 улиц Днепропетровска составляет около 3,5 млрд. гривен. И уже сейчас городские власти опасаются, что все запланированное выполнить вряд ли удастся. Так как, по словам заместителя городского головы Ирины ЗАЙЦЕВОЙ, например, та же развязка вокруг нового стадиона будет реконструироваться за счет городского бюджета. В котором весьма проблематично будет наскрести такие огромные суммы…